|
|
|
|
|
Тексты опубликованные в газете "Постскриптум"
Одни в поле
Рынок политического PR в Тольятти отсутствует
В последнее время политическая среда в Тольятти была крайне оживленной: прошли выборы в Госдуму, а затем выборы мэра города, совмещенные с президентскими. Накал страстей снижаться не будет и в дальнейшем: впереди выборы в местный парламент. Кроме того, в ближайшее время состоятся и губернаторские выборы. Между тем местный рынок услуг по политическому консультированию так и не сложился. К такому выводу пришли абсолютно все эксперты “P.S.”. В преддверие выборов депутатов тольяттинской городской думы становится совершенным очевидным, что на кандидатов опять будут работать полупрофессиональные пиарщики, политические журналисты, не имеющие опыта проведения PR-кампаний и случайные люди. В такой ситуации исход выборов может быть непредсказуемым.
Как и в Самаре, в Тольятти есть люди, которые зарекомендовали себя, как специалисты в этой области: Виктор Шамрай, Сергей Дьячков, Олег Селеверстов, Юрий Ушаков. Впрочем, некоторые эксперты “P.S.” отмечают, что в последнее время руководители предвыборных штабов испытывают кадровые проблемы с социологами. Тем не менее, местные кандидаты прибегают в основном именно к услугам землякам. Однако, те, у кого есть деньги, предпочитают нанимать варягов.
Впрочем, последние выборы в Тольятти показали, что специалисты по политическому консультированию из Москвы, работавшие на Николая Уткина, так же не справились с поставленной задачей. Мирослав Кашелюк (агентство “Принцип PR”), специально приглашенный командой мэра, обещал Николаю Уткину победу в первом туре. На деле получилось, что градоначальник выбрался только во втором, получив такой плачевный результат, что аналитики до сих пор называют случившееся не иначе, как поражением Николая Уткина.
Один из руководителей бывшего предвыборного штаба действующего мэра признался, что во многом результат Николая Уткина это просчет политтехнологов. По его словам, они не смогли трезво оценить обстановку, которая сложилась в городе в начале гонки. Исходя из этого, пиарщики мэра стали совершать одну ошибку за другой. К чему это привело, знают все: разрыв между Николаем Уткиным и Петром Золотаревым составил 5,8%.
По информации “P.S.”, Мирослав Кашелюк частый гость в Тольятти. В свое время его услугами пользовался предшественник Николая Уткина – Сергей Жилкин. Один из экспертов, близко знакомый со сферой политического консультирования, заявил, что зарплата Мирослава Кашелюка на этих выборах составила около 50 тысяч долларов. Специалисты агентства “Принцип PR” получали на выборах Николая Уткина куда меньше – около пяти тысяч долларов в месяц. Все они, в основном выходцы из таких солидных организаций, как ФЭП (Фонд эффективной политики) и “Николо М”. Учитывая качество их работы, неизвестно, будет ли кто-то из тольяттинцев пользоваться их услугами.
Впрочем, тольяттинские пиарщики, показали себя еще хуже. Кандидат Сергей Свитинский, вложивший в свою избирательную кампанию около миллиона рублей, набрал меньше двух процентов. Его конкурент Игорь Степанов, не потративший почти ни копейки, проиграл с куда лучшим результатом - 2.81%.
Стоимость услуг местных пиарщиков, ниже, чем тех, кто приезжает к нам из Москвы, Питера, или Екатеринбурга в два раза. В среднем такой специалист обходится кандидату в 2500 – 3000 долларов в месяц. Правда, тольяттинские пиарщики говорят, что качество работы абсолютно одинаковое.
- Уровень подготовки местных специалистов достаточно неплохой, - считает главный редактор “Лада-ТВ” Евгений Рабинович, - тем не менее, и Николай Уткин, и Сергей Жилкин, и депутат самарской губернской думы Александр Клевлин в свое время прибегали к помощи московских политтехнологов. Если их так, конечно, можно назвать. Поскольку “московский” там чаще всего только название.
Еще одна проблема – конфиденциальность. Это один из важнейших принципов работы pr-агентства. С этим в Тольятти, как отметил один из экспертов, большие проблемы. “В Тольятти к этому какой-то деревенский подход. Я не могу объяснить почему. Это просто парадокс, но любая информация тут же становится известна всему городу”, - заявил он.
Интересно, что самарские пиар-агентства не интересуются Тольятти. Руководитель ассоциации делового сотрудничества “Пиар” Елена Лебединская заявила “P.S.”, что здесь они никогда не работали. А выборы в гордуму им не интересны. Хотя они ими занимались, но только в Самаре.
- Будет рентабельным собственное pr-агентство в Тольятти, или нет, - вопрос, который меня гложет уже два года, - продолжает Евгений Рабинович, - организация, ориентированная на один город, должна иметь в межсезонье работу. Заниматься, например, бизнес-пиаром. Но в Тольятти с этим проблемы, поскольку эта сфера не интересна предпринимателям. Так что в промежутках между выборами агентство будет простаивать.
Как бы то ни было, но по информации “P.S.” некоторые крупные бизнес структуры, планирующие выдвигать своих кандидатов в городскую думу, уже начали вести переговоры, как с местными, так и со столичными пиарщиками. Не исключено, что варягов будет привлекать ОАО “АВТОВАЗ” и ТОАЗ.
Эксперты “P.S.” считают, что в ближайшие несколько лет в Тольятти вряд ли откроется собственное “пиар-агентство”. Они связывают это с тем, что тольяттинским предпринимателям не интересен этот бизнес. Он требует серьезных капиталовложений и привлечения профессиональных кадров: социологов, журналистов, психологов. А пока, как говорит Евгений Рабинович, роль главных специалистов «по пиару» у кандидатов будут выполнять их секретарши.
КОММЕНТАРИИ:
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, член Совета по национальной стратегии, политический эксперт телекомпании “Первый канал”.
- Насколько нуждаются такие города, как Тольятти (население 800 тысяч человек) в открытии собственных агентств, специализирующихся на политической рекламе?
- Безусловно, нуждаются. При всей внешней крутости политтехнологов из Москвы, местные специалисты, освоившие азы политического пиара, обладают огромным преимуществом. Прежде всего, они знают местную специфику. А азы политтехнологии не так сложны. Тем более что сейчас не 1991 год, когда политтехнологи из Москвы, Питера и Екатеринбурга разъезжали по всей стране и проводили кампании. Просто никто тогда этого делать не умел. А сейчас местные пиарщики иной раз куда профессиональнее справляются с задачей, нежели варяги. Другое дело, что сегодня при создании постоянно действующих агентств, имеющих свой штат, возникает несколько проблем. С ними сталкиваются сейчас даже московские пиар-кампании. Суть в том, что они либо вынуждены заниматься франчайзингом, собирая под свои знамена людей, а потом ездить по регионам, либо начинать брать заказы без разбора и сотрудничать с безнадежными кандидатами, чтобы прокормить штат. Мое мнение, на региональном уровне нужно создавать некое ядро (буквально один-два человека) которое в ходе предвыборной кампании привлекало бы людей для работы.
- В Тольятти говорят о том, что на местных пиарщиках уже стоит определенный штамп, мол, они работают, не так профессионально, как москвичи. Как вы к этому относитесь?
- Я сам лично никогда не занимался проведением избирательных кампаний “под ключ”, потому что это психологически тяжело. Работать “под ключ” - значит, избавляться от ближайшего окружения кандидата. Обычно это приводит к конфликтам, а решения принимают сразу несколько человек. Значительно продуктивнее пригласить консультанта из Москвы, или Питера, который определит стратегию кампании и сделает отбор специалистов среди местных кадров. Потому что основной упор нужно делать именно на них. Но бывает так, что кандидату необходимы выходы наверх, в центр. И тут без столичных специалистов не обойтись, поскольку они работают с федеральными СМИ и имеют знакомства во власти. Дело тут не в уме, просто провинциальные пиарщики не могут реализовать такие проекты.
- То есть рассказы про суперполиттехнологов из Москвы - это миф?
- Нет, они супер. Главное, что они провели больше кампаний, чем провинциалы. На моем счету, например, 25 предвыборных гонок. Скажите, кто из ребят в Тольятти может похвастаться тем же?
- Как вы считаете, могут ли быть рентабельны пиар-агентства, в таких небольших городах, как Тольятти?
- Я даже в Москве не знаю ни одного рентабельного пиар-агентства, которое занимается только политическим консультированием. Этот рынок достаточно узок: все зависит от того, есть выборы или нет. Практически все принимают участие в смешанных проектах: это и коммерческая реклама, и бизнес-пиар, и выборы. Я не думаю, что в масштабах Тольятти найдется большой объем работ по политическому консультированию.
- Сегодня много людей в провинции могут позволить себе заказать услуги таких известных пиар-агентств, как ФЭП, “Имидж-контакт”, или “Михайлов и партнеры”?
- Ну, если деньги девать некуда, то могут многие. Здесь главное понять: что хочет кандидат? Выиграть? Но пространство работы политтехнолога на самом деле находится в пределах плюс 10% (блестящая работа), или минус 10% (провальная работа). Что может сделать пиарщик, если у кандидата рейтинг 1%? При самой блестящей работе его кандидат все равно не выиграет. И не важно, какое это агентство: “Имидж-контакт”, ФЭП, или пиарщики Билла Клинтона.
- Если можно, назовите среднюю стоимость пиар-специалиста из Москвы, или Санкт-Петербурга на период избирательной кампании (3-4 месяца) для города формата Тольятти?
- Дело не в формате города. И еще: стоимость специалиста не оценивается уровнем кампании, в которой он участвует. А вообще, цена консультанта высокого уровня из Москвы – 5 – 10 тысяч долларов в месяц.
СПРАВКА:
Рейтинг пиар-агентств в категории “Политическое консультирование и выборные технологии” По данным центра “Ромир”:
1. Фонд эффективной политики. Президент - Глеб Павловский.
2. “ИМИДЖ-Контакт”. Президент - Алексей Ситников.
3. “НОВОКОМ”. Президент - Алексей Кошмаров.
4. “Никколо М”. Председатель совета директоров - Игорь Минтусов.
5. Центр политических технологий. Генеральный директор - Игорь Бунин.
|
|
|
|